
- 4 - Canon EF 85mm f/1.8 USM
- 3 - Canon EF 50mm f/1.4 USM
- 2 - Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor
- 1 - Nikon AF-S NIKKOR 24-70мм f/2.8G ED
- 4 - Canon EF 35mm f/2 IS USM
- 3 - Canon EF 17-40mm f/4L USM
- 2 - Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor
- 1 - Nikon 16-35mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
- 2 - Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM
- 1 - Nikon 85mm f/3.5G ED VR DX AF-S Micro-Nikkor
- 5 - Юпитер-9 85 мм f/2.0
- 4 - МС Калейнар 5Н 100 мм f/2.0
- 3 - Таир-11А 135 мм f/2.8
- 2 - Юпитер-37А 135 мм f/3.5
- 1 - Гелиос 40-2 85 мм f/1.5
Объектив — самый важный элемент фотокамеры. Линзы формируют поток лучей, падающих на матрицу, определяя четкость картинки, художественные или естественные искажения. Далее — наш рейтинг объективов.
Лучшие объективы — те, которые соответствуют задачам каждого фотографа: съемка пейзажей или портретов, ландшафтов или архитектуры, насекомых или птиц. Разнообразие оптических систем велико, ниже — главные.
- Китовый (стандарт) — недорогой объектив, продаваемый вместе с фотокамерой. В 2023 году в коробку кладут линзы с регулируемым фокусным расстоянием 18-55 mm для пейзажей, памятников и натюрмортов.
- Широкоугольный (короткофокусный) — объектив с уменьшенным фокусным расстоянием (ниже 18 мм) и увеличенным до 80 градусов углом обзора. В кадр поместятся все туристы группы, но боковые линии будут искажены.
- Сверхширокоугольный — оптика с углом обзора больше 90 градусов. Снимет фасад Эрмитажа и Посольскую лестницу одним кадром с художественным эффектом дисторсии.
- Рыбий глаз (Фишай) — предельный случай «ширика» с углом обзора 180 градусов, сворачивает в кадр всю панораму перед фотографом, сильно искажая перспективу.
- Макрообъектив — специальная линза с очень коротким фокусом, увеличивающая мелкие объекты. Идеальный прибор для съемки насекомых, тычинок или микросхем крупным планом.
- Зум-объектив — универсальная система с изменяем в широких пределах фокусом (например, 18-250 мм), заменяет ширик, стандарт и телевик, помогает запечатлеть то, что находится вдалеке.
- Длиннофокусный (телевик) — телескоп в руках фотографа — длинная труба с узким углом обзора для «охоты» за зверями и птицами или спортивной съемки. Тяжелая для рук и разорительная для кошелька.
- Портретный — линза с зажатым или незначительно изменяемым фокусным расстоянием, (например, от 70 до 180 мм). Стекол внутри немного, чтобы снизить искажения в фокальной плоскости, там, где находится портретируемый человек.
- Тилт-шифт — оптико-механическая система с узкой фокальной поверхностью для создания эффекта игрушечного города.
- Шифт-объектив — сдвигает плоскость изображения, корректирует перспективные искажения, используется при съемке зданий.
- Софт-объектив — инструмент фотохудожника для создания портретов в мягком рассеянном свете.
Если же Вы все еще сомневаетесь по поводу покупки камеры — наш рейтинг зеркальных фотоаппаратов поможет в этом.
Топ объективов для портретной съемки
Портрет — отдельный жанр фотоискусства. С одной стороны, он визуально простой — модель сидит на месте, ожидая окончания сессии, и позволит сделать несколько кадров. С другой — к объективу предъявляются высокие требования к детализации и передаче цвета, а также к мягкому размытию фона (бокэ). Лучшие портретные объективы имеют фиксированный фокус, а линзы просветлены, чтобы снизить хроматические и линейные искажения.
Canon EF 85mm f/1.8 USM
- Доступная цена
- Небольшой размер
- Хорошая проработка деталей
- Есть хроматические аберрации
- Малое расстояние фокуса
- Первой линзе нужна защита
Один из самых лучших объективов для Canon изготовлен из пластика, на нем есть ручное кольцо резкости и рычажок отключения автомата. Линзы приводятся в движение шустрым и точным пьезомотором (USM). Фокальное расстояние — фикс 85 мм ограничивает съемку натюрмортов — все, что ближе 85 см, будет размыто. Зато поясные и ростовые портреты прорабатываются до деталей. Благодаря хорошей светосиле даже неподходящий фон маскируется мягким размытием. На открытой диафрагме появляются хроматические аберрации.
Canon EF 50mm f/1.4 USM
- Легкий и компактный
- Хорошее минимальное расстояние фокусировки
- Быстрый автофокус
- Хрупкий корпус и элементы
- Устаревший привод автофокуса
- Виньетка в кадре для ценителей
Набор из 7 линз помещен в пластмассу, в передней части — окошко дистанции (фут/метр), за ним — обрезиненное кольцо настройки, ближе к тушке — выключатель автофокуса. Настройку производит устаревший микро-USM моторчик. Фокусируется за 1 с, но иногда автомат промахивается. Классический «полтинник» с минимальным расстоянием 45 см позволяет снимать в стесненных условиях. Угол 46 градусов — широкий, есть небольшая «бочка». На отрытой диафрагме почти нет аберраций, но заметна виньетка, оттеняющая портрет.
Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor
- Сбалансированные параметры
- Гуманная цена
- Характерный рисунок бокэ
- Медленный автофокус
- Не любит контрсвет
- Нужен защитный светофильтр
Возможно, этот «полтинник» — ответ на вопрос, какой объектив «Никон» лучше для портретной съемки. Простой по конструкции, легкий (185 г) и компактный. Резкость крутит сравнительно задумчивый УЗ-привод SWM, автомат иногда промахивается, но всегда можно подкрутить руками. Светосила — отличная, но на открытой диафрагме есть виньетка и падает четкость по краям, хроматические аберрации почти незаметны. При съемке портретов размытый фон образует изящный рисунок, МФР — 45 см, можно снимать предметы.
Nikon AF-S NIKKOR 24-70мм f/2.8G ED
- Прочный корпус с влагозащитой
- Зум с широкими возможностями
- Антибликовая защита первой линзы
- Большой вес объектива
- Небольшой ход фокусировочного кольца
- Объектив перевешивает тушку
Металлический корпус защищает сложную оптику от осадков и активной публики — можно снимать на природе или в клубе. Мгновенный следящий автофокус (0,9 с) не упустит из кадра спортсменов и собак. Переменное фокусное расстояние 24-70 мм пригодится, когда нет времени менять оптику — репортажи, мероприятия или свадьбы. Минимальное расстояние 38 см годится для натюрмортов или неглубокого macro. Отличный объектив для портретов натурально передает цвет кожи и защищает от бликов даже в контровом свете.
Лучшие широкоугольные объективы
Название объектива намекает на простор и перспективу, поэтому ширик должен быть в кофре каждого пейзажиста. Лучшие широкоугольные объективы содержат более десятка линз, компенсирующих непременные для углов 60-100 градусов бочку и хроматические аберрации по краям, остальное выправят мануальные настройки. Светосилы хватает для ночных ревю, зум увеличит универсальность, но не для портретов или макро.
Canon EF 35mm f/2 IS USM
- Нет искажений цвета
- Хорошее минимальное фокусное расстояние
- Есть отключение стабилизатора
- Высокая цена за не премиальный объектив
- Нет зума
- Пониженная светосила
Внутри пластикового корпуса работают 10 линз с функцией оптической стабилизации — вечерние фото не будут смазаны. Помимо рифленого кольца фокусировки, есть рычажки отключения автомата и стаба. Фикс на 35mm имеет угол обзора 63 градуса, для снижения «бочки» применяются асферические линзы. Основное назначение объектива — пейзажи и групповые портреты с хорошим охватом сцены, на крупных планах есть перспективные искажения, но можно получить легкое бокэ. Интересные эффекты дает съемка против солнца.
Canon EF 17-40mm f/4L USM
- Хорошая комплектация
- Невысокий уровень искажений
- Высокое качество сборки
- Неудобно расположено кольцо зума
- Малая светосила для помещений
- Искажения на полной диафрагме
Продолжает рейтинг объективов кэнон металл с 12 линзами, покрытый пластиком — не пропускает воду и пыль. Кольца зума и фокуса резиновый, ход — короткий, АФ отключается. Стекло — самое легкое в L-серии (475 г). Пьезомотор фокусирует камеру мгновенно и точно, МФР — 28 см, на крупных планах — милое бокэ. Угол 104 градуса очень хорош для ландшафтов, искажения исправимы. Пониженная светосила требует дополнительного света в комнатах, аберрации и виньетирование заметны только на открытой дырке.
Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor
- Минимальные искажения фотографий
- Ночные фото без штатива
- Изменяемое фокусное расстояние
- Не для макросъемки и портретов
- Выпуклая и подвижная передняя линза
- Оптика бликует в косых лучах
В пылевлагозащищенном корпусе собраны целых 14 стекол, компенсирующих цветовые и линейные искажения для огромного угла 114 градусов — вся Красная площадь с Мавзолеем в одном кадре. Объектив довольно увесистый — 1 кг, но вместе с тушкой хорошо сбалансирован. МФР 28 см — не такое большое для макро или бокэ, но это и не основная задача широкоугольника. Он прекрасен в панорамах, в том числе и ночных — огни города ночью с рук — без искажений. Если солнце светит в линзы сбоку, на фото появляются блики.
Nikon 16-35mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
- Сбалансированные габариты и вес
- Внешние элементы не вращаются и не выступают
- Всегда пронзительная резкость по всему кадру
- Некрасивое размытие фона
- Против солнца падает контрастность
- Стаб увеличивает длину и вес
Лучший широкоугольный объектив для nikon скрывает 17 линз, но весит немного — 680 г, пара удобных движков отключают автофокус и оптический стаб. Угол обзора 107 градусов, в кадр влезет все, что задумано. МФР — среднее 27,5 мм, можно снимать натюрморты. Резкость отличная даже на открытой дырке, стабильна по площади кадра на всех ФР, для репортажей получаются неплохие портреты. В контровом свете падает контрастность, но лучи солнца — некрасивые, равно как и бокэ на крупных планах.
Популярные недорогие макрообъективы
Запечатлеть каплю росы на кувшинке, гильош на редкой банкноте или пайку BGA-корпуса можно любым фотиком, но лучше взять специальный объектив, у которого искажения минимизированы на малых расстояниях от линзы. Для улицы желательна защита, съемка насекомых пройдет безупречно благодаря следящему фокусу.
Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM
- Отличное качество съемки
- Влагозащита корпуса
- Ограничитель фокусировки
- Высокая цена за одну функцию
- Медленный фокус если без ограничителя
- Некрасивые блики при малой диафрагме
Без сомнения, это лидер списка «лучшие макрообъективы для canon» — прекрасная резкость, цветопередача и контрастность. Корпус защищен от всех невзгод, стабилизатор и следящий фокус позволят зафиксировать полет шмеля. Правда, приблизиться к нему придется на 13 см — есть шанс спугнуть «добычу».
Nikon 85mm f/3.5G ED VR DX AF-S Micro-Nikkor
- Прекрасная цветопередача
- Минимальные искажения
- Выдает неплохие портреты
- Стабилизатор иногда мажет
- Неточный автофокус
- Недостаточная глубина резкости
Световой поток на себя принимают 14 стеклышек, у объектива есть автофокус, но не слишком быстрый, потому как без ограничителя. Минимальное расстояние большое — 29 см. Отключаемый стабилизатор для макро не очень помогает на малой дырке, есть риск смаза, зато оптику можно использовать как портретник.
Рейтинг советских объективов
Советские объективы в 2023 году все еще востребованы. Основные причины — доступная цена и совместимость с новыми тушками. Созданные мастерами великой страны, металлические корпуса исключительно надежны и содержат качественные линзы.
Оптика настроена на естественные тона, поэтому аберрации придают фотографиям теплоту — особенно хороши портреты. Недостаток, пожалуй, один — нет автофокуса. Далее — топ советских объективов.
Юпитер-9 85 мм f/2.0
- Хорошее качество фото
- Большая глубина резкости
- Низкая цена
- Качественный корпус надо поискать
- Металлические лепестки диафрагмы бликуют
- Не держит засветку
«Юпитер-9» выпускался в разных модификациях, лучше искать экспортный — он надежнее. На «Кенон» или «Никон» объектив ставится через переходник — собственная резьба у него — М42. Стальной компактный корпус оснащен кольцами настройки фокуса и диафрагмы. Последняя состоит из 15 лепестков — перекрывая матрицу, они образуют приятный рисунок. На открытой дырке резкость и контрастность отсутствуют, бокэ вокруг портрета смотрится хорошо, дополнительно работает бьютификатором — скрывает дефекты кожи.
МС Калейнар 5Н 100 мм f/2.0
- Совместимость с современными зеркалками
- Звенящая резкость по площади кадра
- Низкая цена
- Шесть лепестков диафрагмы — некрасивый рисунок
- Не работает автофокус
- Не держит контрсвет
Лучший советский портретный объектив компактен, но тяжел (300 г), так как полностью сделан из металла. Выпускался для аппаратов «Киев», полностью совместим с байонетом H «Никон», работает автомат диафрагмы, вручную ставится только фокус. Для защиты от бокового света есть надвижная бленда. Для кропнутой DX-серии фокусное расстояние составляет 150 мм, почти что телевик. Объективу хорошо удаются портреты — отличная резкость всего кадра и нежное размытие фона. Против солнца контрастность теряется.
Таир-11А 135 мм f/2.8
- Совместимость со многими камерами
- Универсальный телевик и портретник
- Многолепестковая диафрагма
- Высокая цена
- Хроматические аберрации
- Много колец для настройки
Огромный и тяжелый (600 г) стальной объектив — обладатель «Гран-при» 1958 года — совместим с байонетами F, имеет сменный хвостовик. На кропнутых камерах фокусное расстояние доходит до 200 мм — удобно снимать спортивные соревнования или большие группы людей, вес поможет снизить дрожание. Широкий диапазон глубин резкости позволяет делать изящные портреты — диафрагма из 20 пластин рисует красивые кружочки размытия. Труба до сих пор популярна у профессионалов, поэтому стоит дорого.
Юпитер-37А 135 мм f/3.5
- Низкая цена
- Для портретов и дальнего фото
- Устойчив к засветке
- Большой вес и габариты
- Трудно снимать динамические сцены
- Нет автофокуса
У объектива имеется съемный хвостовик, для байонетов H или резьбы М42 есть переходники. Надежная стальная конструкция весит 400 г, что довольно много, веса добавляет металлическая бленда, зато объектив не боится прямого солнца и засветки. Диафрагма о 12 лепестках дает симпатичный рисунок на размытом фоне — для портретов вполне подходит, цвета получаются теплыми. И без того длинный фокус на кропах превращается в 200 мм — увидеть, то, что вдалеке. На рынке этих стекол много, продаются недорого.
Гелиос 40-2 85 мм f/1.5
- Универсальный объектив
- Великолепные фотографии
- Уникальный рисунок и почерк
- Большой вес
- Не подходит для начинающих
- Неустойчив к боковому свету
Оптика ставится на тушку через переходник М42, стальной корпус весит целых 900 г — руки быстро устают. Объектив отличает особый почерк, его ценят любители винтажных портретов, линзы дают легкий желтый фон. Огромная светосила дает универсальность — портреты, улица, спортсмены или вечерние панорамы на длинной выдержке. Но, все регулировки ручные — объектив требует навыков съемки и понимания процессов, только в этом случае фото получаются прекрасные.